BMW Z4 Roadster

Peugeot 107: мал, да удал

орое поколение родстеров BMW Z4 впервые дебютировало в 2009 году на Североамериканском  Читать далее...>

BMW M6 Cabriolet

Excellent result

BMW M6 Cabriolet - "заряженная" новинка из Баварии, появившаяся в продаже на территории... Читать далее...

BMW X6 M

Peugeot 508

Кроссовер BMW X6 M сочетает в себе достаточный комфорт для водителя и пассажиров со...Читать далее...

BMW 7-series

Peugeot 308CC

Ни в одном другом седане экстраординарные качества не объединены так органично. Новый BMW 7 серии выглядит на ... Читать далее...

||

Разноцветная река

PDFПечатьE-mail

Мойка берет свое начало из Фонтанки у Летнего сада, протекает по Центральному району Петербурга и впадает в Большую Неву. Изначально она называлась Мья, по-другому - Муяйоки (Грязная река).

Ее длина - около 5 км, а ширина в некоторых местах достигает 40 м. Через Мойку перекинуты 14 мостов, но мы расскажем о трех из них - самых интересных.

Зеленый (Полицейский) мост

Зеленый (Полицейский) мост. Фото начала 1900-х гг.

Он расположен в створе Невского проспекта. Поскольку здесь с самого начала пролегала главная магистраль города, называемая Невской першпективой, то мост в этом месте существовал издавна - с 1718 г. Сначала он был деревянным и подъемным. В 1735-м его выкрасили в зеленый цвет, и он получил соответствующее название. В это же время еще один мост, расположенный у Мариинского дворца, был покрашен в синий цвет, и за ним закрепилось название Синего. А еще на Мойке существовали Красный, Желтый и Цветной мосты - такая вот «разноцветная» была река!

В день Кровавого воскресенья, 9 января 1905 г., на этом мосту были выстроены войска, расстреливавшие демонстрантов. В октябре 1918-го Полицейский мост переименовали в Народный (очевидно, потому, что на нем погибло много народа). Историческое название ему вернули только в 1997 г.

В 1770-х гг. на Невском проспекте был построен дом управления петербургского генерал-полицмейстера Чичерина, и мост стал называться Полицейским. В конце XVIII в. его перестроили: убрали подъемный механизм. К тому времени Мойка перестала быть судоходной - по ней проплывали только лодки.

В таком виде переправа простояла до 1806 г., когда на этом месте был построен первый чугунный мост. Так же, как у других мостов подобного типа, его пролетное строение до сих пор состоит из опрокинутых «вверх ногами» чугунных арок, скрепленных между собой болтами. Декор был выполнен в виде перильных ограждений и гранитных обелисков, увенчанных золотыми шарами.

Мосты - как, впрочем, и дороги - во все времена старались расширить в связи с возросшей интенсивностью транспортного движения. И уже в 1842 г. Зеленый мост расширили путем устройства тротуаров на консолях. При этой реконструкции установили глухие гранитные парапеты, а каменные обелиски заменили чугунными фонарными столбами. А в 1844-м на Полицейском мосту было уложено первое в России дорожное покрытие из асфальтовых кубиков. Современник писал: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту».

В 1904-1907 гг. мост опять расширили. Фасадные арки украсили орнаментами, а фонарные столбы заменили железными канделябрами с позолотой и шестигранными стеклянными фонарями.

Современный вид

В 1938-м, для предохранения от коррозии, мост был изолирован двумя рядами рубероида, а вся проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом.

В 1951 г., при очередном ремонте моста, были восстановлены утраченные к тому времени шестигранные фонари. Их реставрация проводилась в 1961 и 1967 гг.

И вот еще что: это единственное место на Невском проспекте, откуда виден шпиль Петропавловского собора.

Большой Конюшенный мост

Большой Конюшенный мост. Фото 1955 г.

Название этого моста связано с расположенным рядом зданием Главных Императорских конюшен.

Ранее, как и на прочих переправах через водные артерии Петербурга, в этом месте был деревянный мост. Во времена императрицы Елизаветы подобные переправы нередко обшивались досками и окрашивались под камень. Таким был и Большой Конюшенный мост, построенный по проекту архитектора Германа Ван Болеса в 1753 г.

В 1828-м был построен новый мост - из чугунных тюбингов. Его создателями были инженеры Адам и Треттер. Они же стали авторами и архитектурного оформления. Инженер Адам дал следующую характеристику строительным работам: «…быки составлены из старых камней от ломки набережных и остатков прежних работ по Суворовскому мосту, но был произведен подбор их по цвету и по высоте…

Что касается до внешних узоров - карнизов, фризов, кронштейнов, решеток и пр., то справедливость требует, чтобы я засвидетельствовал… отличное искусство, с которым оные отлиты в казенном литейном заводе».

Пролетное строение моста было закрыто с фасадов чугунными листами, украшенными художественным орнаментом. Перильные ограждения выполнили в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой, состоящей из переплетенных венков, пронизанных копьями. Фонарные столбы установили на гранитных парапетах, опирающихся на довольно высокие чугунные пьедесталы.

Мост прослужил почти 100 лет. И только в 1935 г. возникла необходимость укрепления его пролета. А в 1951-м была произведена незначительная реставрация фонарей и решеток моста, но в целом он дошел до нашего времени почти в первозданном виде.

Поцелуев мост

Поцелуев мост. Современный вид

Расположен в продолжение улицы Глинки (бывшей Никольской). Романтическое название он получил вовсе не от поцелуев, которыми обменивались на нем влюбленные, как полагают некоторые. Название переправе дал кабак «Поцелуй», обосновавшийся поблизости, в доме купца Поцелуева.

С 1738 г. на этом месте располагался деревянный подъемный мост, раскрашенный в разные цвета, и получивший название Цветной. В конце XVIII в. при устройстве на Мойке гранитных набережных его заменили трехпролетным, на каменных опорах. А в 1816-м Поцелуев мост стал чугунным, однопролетным, арочной конструкции. Проект выполнил архитектор Гесте.

Во время исторического наводнения 1824 г. многие мосты были повреждены или вообще снесены. А. С. Грибоедов отмечал: «На другой день поутру я пошел осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места. Я поворотил вдоль Пряжки. Храповницкий мост отторгнут от мостовых укреплений, неспособный к проезду. Я перешел через него, и возле дома графини Бобринской, среди улицы, очутился мост с Галерного канала…». Конечно, Поцелуев - так же, как и другие мосты - восстановили.

В 1907-1908 гг. в связи с прокладкой трамвайных путей мост перестроили. Арка из чугунных блоков была заменена стальной. Архитектурное оформление моста сохранилось в прежнем виде - за исключением фонарей, установленных на обелисках.

Юрий Петров

Юрий Петров, директор ГУП «Мостотрест»:

- Старинные набережные Мойки требуют капитального ремонта: в большинстве своем, они построены еще в XVIII веке. В советское время был проведен капитальный ремонт 30% набережных, но этого недостаточно. Например, напротив дома №100 произошла деформация облицовки стенки, просадка тротуарных плит - в 2007 году этот участок будет отремонтирован.

А в 2008 году планируется провести ремонт Синего моста: верховая часть свода не отвечает требованиям по грузоподъемности из-за наличия трещин в чугунных тюбингах. По этой же причине в 2007-2008 гг. будет ремонтироваться Зеленый мост. Эти сооружения приведут в нормативное состояние - то есть будут устранены все дефекты, снижающие их потребительские свойства и срок службы (считается, что для мостов это 100 лет).

Мост должен соответствовать со-временным нормам грузоподъемности и быть равным ширине прилегающей улицы - иначе неминуемы пробки.

Что говорят люди?

Не машина... - Мечта!..

Салон . Просторный. Мягко говоря. Это первый автомобиль, где на меня ничто не давит. Боковые и передние стойки, обшивка дверей, панель, потолок, пассажир справа. Все это где-то на приличном расстоянии..