Пять триллионов уйдут в пробки

Печать

Минтранс России для решения проблемы столичных пробок разработало специальную программу с рекордным по отечественным меркам бюджетом - 4 трлн 900 млрд рублей. На эти деньги должны быть построены дороги, крупные транспортные узлы, а товарные склады планирует вынести за черту города. Эксперты уверены, Минфин не даст на проект денег.

Российские чиновники приступили к масштабному лечению транспортного паралича Москвы и Подмосковья. Минтранс России разработал специальную программу по развитию транспортного узла московского региона на 2010-2015 годы. Согласно проекту, планируется комплексное строительство дорожной сети в столице и области, а также развитие всех видов транспорта и строительство новых терминалов и товарных складов.

Заместитель председателя правительства России Сергей Иванов на расширенном заседании коллегии Минтранса назвал основные причины возникновения транспортных проблем и пробок в регионе. «Только в одной Московской области в 2007 году было зарегистрировано 5 млн 392 тыс. автомобилей, в то же время в столице зарегистрировано 3,3 млн машин, - рассказал Иванов. - С учетом транзита и людей, приезжающих в город, в Москве низкая средняя скорость движения автомобилей». В среднем москвич тратит на поездку по городу более 65 минут. «Более того, в Москве расположено 9 аэропортов и среди них 3 хаба, которые осуществляют 40% грузовых перевозок», - рассказал Иванов.

Дополнительным источником нагрузки на дорожную сеть, по его мнению, являются таможенные терминалы.


Чтобы разгрузить город от грузовых автомобилей, таможенные и складские терминалы решено вывести за черту города и обеспечить область объездными трассами. В Подмосковье основой транспортного узла станет строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), которая позволит многочисленным фурам идти в обход города. Также в рамках программы будет построена платная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург, реконструирована автодорога М4 «Дон», будет построен новый выход с федеральной трассы М1 «Беларусь» на МКАД. «Всего предусмотрено строительство 685 км платных магистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных трасс, сооружение 29 путепроводов на пересечении железных и автомобильных дорог», - перечислил Левитин.

Для Москвы, по словам министра транспорта Игоря Левитина, приоритетным направлением будет обеспечение ввода в черту города новой трассы Москва - Санкт-Петербург. Для этого на МКАД будет построена транспортная развязка в районе Бусиново, от нее специальная дорога пройдет по Фестивальной улице и в районе улицы Королева соединится со строящимся Четвертым транспортным кольцом (ЧТК). Затем будет построена радиальная хорда на севере Москвы, которая обеспечит связь платных трасс Москва - Санкт-Петербург и «Ногинск». Таким образом, транзитный поток, идущий из Северной столицы, сможет миновать МКАД и через хорду по новой дороге двигаться далее в регионы.

Также будет построен северный и южный дублер Кутузовского проспекта. Первый пройдет от делового центра «Москва-Сити» и соединится с МКАД развязкой на Молодогвардейской улице. А южный дублер пройдет от Кутузовского проспекта до Минской улицы и далее до Аминьевского шоссе. «В результате реализации программы к 2015 году планируется построить и реконструировать 95 км улично-дорожной сети города», - заявил министр. Кроме того,

Левитин пообещал, что будет внедрена автоматизированная система управления движением и парковками. «Сейчас функция по организации дорожного движения не лежит ни на одном из ведомств»,


- заметил чиновник, впрочем, не пояснив, кому она достанется.

Помимо строительства дорог реформа Минтранса предполагает развитие всех видов наземного пассажирского и речного транспорта, а также метрополитена. Для этого в Москве количество автовокзалов увеличат с одного до пяти. Планируется, что их разместят около вылетных магистралей вблизи от станций метро. Метрополитен также ожидает масштабное преобразование. К 2015 году будет построено 79 км новых линий, 43 станции и 7 депо. Пригородные и междугородние перевозки на железной дороге будут развиваться за счет запуска скорых поездов повышенной комфортности на всех радиальных направлениях, а также строительства навесных переходов, которые позволят электричкам увеличить скорость движения. На Малом кольце Московской железной дороги будут организованы пассажирские перевозки. Их годовой объем, по прогнозам, составит 270 млн человек.

Чиновники убеждены, что в результате всех этих работ средняя скорость движения автомобилей в Москве через 7 лет повысится на 15%. Примерно 2 млн дальнобойщиков смогут миновать важнейшие для города и области дороги. Перегрузка дорог снизится с 80% до 60%, а число заторовых перекрестков уменьшится на 20%. На выполнение всех вышеизложенных работ чиновникам понадобится рекордная по российским меркам сумма.

«Цена вопроса, если переводить ее в рубли, на 2010-2015 годы составляет 4 трлн 900 млрд рублей, - сказал Иванов. - Две трети из этой суммы приходится на федеральный бюджет и на бюджет Москвы и области, остальное - внебюджетные источники финансирования».


Оценивая работу чиновников, эксперты склоняются к выводу, что она не принесет желаемых результатов. «Во-первых, есть данные, что Минфин, вероятно, просто не выделит денег из бюджета, но это уже политический вопрос, - говорит генеральный директор Дорожно-проектно-изыскательного и научно-исследовательского института Олег Скворцов. - Во-вторых, любое строительство нужно вести на основе анализа поведения транспортных потоков, а этого в программе Минтранса я не увидел». По словам Скворцова, это скорее полумеры, нежели реальные решения проблемы пробок. Исследования и зарубежный опыт показывают, что автомобильные проблемы Москвы помогло бы решить развитие радиальных направлений - строительство хорд, быстро выводящих транспорт из города. «Однако мэр Лужков только говорит об этом строительстве и продолжает «окольцовывать» город», - заметил эксперт.

Сам Лужков отчасти признает, что новый проект может привести к еще большим пробкам в столице. На коллегии Минтранса мэр рассказал, что если платная трасса Москва - Санкт-Петербург будет введена в эксплуатацию ранее, чем построят транзитную дорогу через город на областные федеральные трассы, то прибывающие машины образуют на МКАД пробку длинной в 21 км. «Пока этот вопрос не будет решен, мы свое согласие на открытие этой дороги не дадим», - пообещал Лужков.