Москва поставит воздушный фильтр

Печать


Столичное правительство опять задумалось об экологии города. Чтобы очистить воздух, предлагается запретить въезд в центр города машинам с уровнем выхлопа ниже «Евро-3», а потом и ниже «Евро-4». А также продвигать использование машин на сжатом газу.

Столичные власти в третий раз за последние 15 лет возвращаются к вопросу о переводе московского транспорта на альтернативное топливо. Во вторник городское правительство приняло постановление «О ходе работ и дальнейших мерах по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте в Москве».

Как заявила на заседании заместитель руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Марина Вакула, на сегодняшний день расширение применения компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива - основной путь реального сокращения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека.

По оценке департамента, вредные выбросы грузовых автомобилей, работающих на КПГ, вдвое ниже, чем у грузовых автомобилей, работающих на дизельном топливе, для автобусов этот показатель отличается в три раза. Использование КПГ позволит снизить уровень шума в Москве на 5%. Двигатели, использующие такое топливо, не детонируют, и, кроме того, в природном газе нет сажи. Замглавы департамента обратила внимание и на то, что использование КПГ экономически выгодно: если литр дизельного топлива в среднем стоит 19 рублей, то кубометр природного газа - 11 рублей.

«Ежегодная экономия на использовании природного газа (на одном автомобиле - прим. «Газеты.Ru») может составить от 115 до 150 тысяч рублей при пробеге 30-40 тыс. километров», - заявила Вакула.

По ее словам, по этому пути пошли сегодня во всем мире. Причем власти заинтересованных в оздоровлении экологии государств применяют самые разнообразные меры для стимулирования использования газа вместо бензина и дизтоплива. Так, рассказала Вакула, в Италии запрещено строить автозаправки без газовых колонок. В Хорватии владельцы автомобилей с газовыми двигателями освобождены от необходимости проходить ежегодный экологический техосмотр. В Малайзии, Великобритании и Австралии государство дотирует покупку автомобиля с газовым двигателем, а в Италии и Германии за использование таких автомобилей дают госпремии. Но в правительстве хотят пойти по жесткому пути.

Так, в одном из пунктов принятого постановления говорится об ограничении въезда в центр города автомобильного транспорта с экологическими характеристиками ниже стандарта «Евро-3», а с 2012 года - ниже стандарта «Евро-4».

На первом этапе департаменту транспорта и связи поручено провести мониторинг грузового транспорта и проверить, какой процент используемых в столице грузовиков ниже «Евро-3», а потому не сможет въезжать в пределы Третьего транспортного кольца. А затем специалисты должны проработать методику, по которой и легковые машины будут фильтроваться на подъезде к центру. Деталей проекта и то, как будут машины маркировать и следить за исполнением требований, пока неизвестно.

Еще одна идея - объявить городские социальные объекты (больницы, школы, детские сады), а затем и магазины шаговой доступности в жилых микрорайонах территориями повышенной экологической ответственности, допуск на которые будет разрешен только экологически безопасному транспорту. В качестве пряника в мэрии намерены использовать такие меры, как освобождение от транспортного налога владельцев работающих на КПГ машин, а также освобождение от налога на прибыль использующих альтернативное топливо автопредприятий.

Впрочем, признаются чиновники, для использования автомобилей на газовом топливе ни
в столице, ни в стране в целом нет соответствующей инфраструктуры и, прежде всего, заправок.

Из всего огромного количества АЗС на территории города под заправку газом приспособлены только четыре, построенные еще в 1984 году.

Автопредприятия выходят из положения, размещая передвижные заправки у себя на территориях (сегодня на газе работают около 1 тыс. единиц коммунальной техники и пассажирского транспорта). Частникам, желающим заправиться газом, приходится преодолевать для этого лишние десятки километров.

Как обещают в мэрии, в ближайшие годы число многотопливных автозаправочных комплексов в столице увеличится до 21. Кроме того, правительство Москвы готово снизить размер арендной ставки за землю для автозаправочных комплексов, на которых реализация КПГ составляет не менее 30%. Подобную льготу могут получить и предприятия, в автопарке которых не менее 50% автомобилей используют альтернативные источники энергии. Сами городские власти также намерены продолжать переоборудование коммунальной техники и общественного транспорта под КПГ. До 2012 года планируется перевести на использование природного газа 11-й московский автопарк, а впоследствии еще пять автобусных парков столицы.

Что до частников, они все равно не выстроятся в очередь, признаются специалисты.

По мнению директора автокомбината ГУП «Мосавтохолод» Игоря Лазарева, несмотря на такие явные плюсы КПГ, как высокие экологические характеристики, экономия топлива и даже устойчивый запуск двигателя при низких температурах, автолюбители пока не видят для себя явной выгоды. По его словам, срок окупаемости переоборудования автомобиля составляет не менее 5-6 лет. Да и само переоборудование не дает желаемого эффекта, нужно промышленное производство. И, кроме того, техобслуживание такого автотранспорта «более наукоемкое», требующее дополнительной подготовки от персонала и водителей.