Владельцев маршруток оштрафуют за пьянку

Печать

За пьяного водителя автобуса предпринимателя оштрафуют на 250 тысяч рублей


Депутаты Госдумы предложили крупно штрафовать владельцев неисправных автобусов и маршруток, а также наказывать их за допуск на маршрут пьяных водителей. Санкции для предпринимателей могут достигать 250 тысяч рублей. Участники рынка считают, что наказания надо вводить для надзорных органов, а не для бизнеса.

Депутат от «Справедливой России» Антон Беляков внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, устанавливающий штраф для владельцев транспортных предприятий за неисправность автобусов и маршруток, а также за допуск к управлению шоферов в нетрезвом состоянии или не имеющих водительских прав.

В частности, документом дополняется статья 12.31 КоАП, которая пока предусматривает ответственность только для должностных лиц компании, но не для самого владельца. Так, за выпуск на линию автобуса или маршрутки, не зарегистрированных в установленном порядке или без техосмотра, предприятие заплатит от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. За выпуск на линию неисправного транспортного средства, с липовыми номерами или с незаконно-установленными световыми приборами, несоответствующих требованиям эксплуатации, а также за использование мигалок и нанесение цветографических схем оперативных служб предприниматель будет оштрафован на сумму в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Кроме того, предлагается изменить статью 12.32 КоАП, согласно которой за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, на юридических лиц будет наложен штраф от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.

Необходимость внесения этих изменений автор законопроекта объясняет ростом парка маршрутных автобусов и такси, которые «все чаще становятся участниками серьезных ДТП». Так, по данным ГИБДД Москвы, за прошлый год количество ДТП по вине водителей автобусов и маршруток выросло на 11,2% и составило 1115 аварий, в которых 55 человек погибли и 1321 были ранены. При этом в целом по России ДТП с участием коммерческого транспорта снизились на 2,8%. По словам исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, на лицензированном автотранспорте общее число аварий составляет менее 0,5%. «В 2009 году в ДТП с участием автобусов погибли 163 человека, а были перевезены 30 млрд пассажиров, а во всех остальных ДТП погибли 26 тыс. человек», - сказал Свешников.

Сейчас в столице 5500 легальных частников и столько же государственных автобусов Мосгортранса. По данным Московского транспортного союза, в городе постоянно работают около 500 нелицензированных компаний, которые прокладывают собственные маршруты, нанимают на работу неквалифицированных водителей, а также не следят за техническим состоянием своего автопарка. В прошлом году в Москве за один рейд гаишники проверили 816 транспортных средств, из которых 415 оказались с техническими неисправностями, 443 были запрещены к эксплуатации, в том числе 28 за отсутствие талона техосмотра. «Подобные нарушения объясняются желанием владельцев автотранспортных предприятий и водителей маршрутных такси извлечь максимальную прибыль», - подчеркивает Антон Беляков.

При этом, по данным депутата, ежедневный оборот транспортных перевозок составляет 375 млн рублей.

Между тем участники рынка подчеркивают, что в российском законодательстве уже существует инструментарий, позволяющий регулировать процесс пассажирских перевозок. Так, административная ответственность для юридических лиц уже прописана частью 4 статьи 14.1 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией». Статья предусматривает 50 тысяч рублей штрафа для юрлиц, а также приостановление деятельности предприятия на срок до трех месяцев, что для бизнеса намного страшнее, чем любой штраф, подчеркивает в интервью «Газете.Ru» председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.

Что касается пьяных водителей за рулем автобуса, то, по мнению Храпача, сами владельцы бизнеса крайне незаинтересованы в том, чтобы за руль садился нетрезвый шофер. По данным Юрия Свешникова, за последние пять лет пьяных водителей за рулем общественного транспорта гаишники не ловили, хотя было несколько эпизодов, когда шофер за рулем находился под воздействием наркотиков. «Большая ответственность врача, который выпускает водителя на линию - он же ставит свою печать в путевом листе, - говорит Свешников. - Проведение предрейсовых медосмотров - это лицензированный вид деятельности, которого легко можно лишиться, если на дорогу выйдет нетрезвый водитель».

«Один автобус стоит от 250 тысяч до 400 тысяч евро, и ни один владелец автобуса не захочет, чтобы пьяный водитель убил его транспорт, - отмечает Храпач. - Плюс нетрезвых за рулем сейчас лишают прав на два года, что тоже сильно останавливает потенциальных пьяных водителей».

Однако Сергей Храпач подчеркивает, что рынок сильно расшатан коррупцией в надзорных ведомствах. «Те люди, которые надзирают за этим процессом, не всегда в должной степени выполняют свои обязанности, - говорит предприниматель. - Должностные лица из ГИБДД, из Ространснадзора часто не видят явные нарушения». При этом нарушают законодательство чаще государственные перевозчики, нежели частники, на которых нацелены поправки депутатов, заключает Храпач. Из законопроекта неясно - попадет ли под новые штрафные санкции муниципальный транспорт.