Народ не пришел в Народный гараж

Печать

Московские власти назвали причины провала программы «Народный гараж»

Московские власти назвали причины провала программы «Народный гараж»

Московские власти признали, что программа «Народный гараж» провалилась, никак не повлияв на проблему нехватки парковок в столице. Гаражи не пользуются популярностью у автовладельцев из-за дороговизны и неудачного расположения. В качестве решения власти хотят сдавать парковочные места в аренду.

Широко разрекламированная программа «Народный гараж» потерпела неудачу и не решила проблему парковок в Москве. На официально зарегистрированные в городе 4,2 млн автомобилей сейчас приходится 1,38 млн парковочных мест, из которых «народные гаражи» составляют всего несколько десятков тысяч.

Чиновники признают, что программа не пользуется большой популярностью у населения из-за ошибок в проектировании гаражей и их высокой стоимости.

«Тому есть несколько причин, - рассказали «Газете.Ru» в ГУП «Дирекция гаражного строительства». - Здесь и просчеты в проектировании гаражей, когда некоторые автовладельцы оказались недовольны расположением и качеством строительства. У всех разные предпочтения. Кому-то просто нужно место под крышей, чтобы ставить автомобиль, кто-то хочет больше места, и наши 14 кв. м его не устраивают. Другим нужна более развитая инфраструктура стоянки».

Несмотря на то что цена в 350 тыс. рублей остается более или менее фиксированной на протяжении пяти лет, для многих автовладельцев она оказывалась чрезмерной. К тому же многие гаражи были спроектированы в местах, где только предстоит массовая жилищная застройка, и при их возведении не учитывался реальный спрос со стороны населения. В результате этого многие уже возведенные машиноместа простаивают пустыми.

Программа «Народный гараж» была принята летом 2004 года. Паркинги предполагалось возводить в короткие сроки и за счет самих автовладельцев. То есть человек должен был подать заявку в районную управу и заключить договор долевого участия. Затем будущий владелец машиноместа платил за него и регистрировал договор в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. И только после возведения гаража покупатель становился собственником машиноместа.

Однако реализация программы сопровождалась многочисленными скандалами.


Были возбуждены несколько уголовных дел, когда недобросовестные застройщики попросту присваивали деньги автолюбителей. На этом фоне правозащитники и автомобилисты устраивали акции протеста, недовольные злоупотреблениями чиновников и подрядчиков при строительстве гаражей. В 2008 году программу отправили на переработку. Новую жизнь она обрела в 2009 году, а продажа первых построенных гаражей началась в феврале 2010 года. Цену в 350 тыс. рублей за машиноместо власти решили не поднимать. Однако это привело к тому, что из-за инфляции реальная стоимость строительства резко выросла и возводить гаражи по старой цене стало невыгодно. Строительство существенно забуксовало, и в итоге в сентябре прошлого года московским властям пришлось спасать ситуацию. ГУП «Дирекция гаражного строительства», которое реализует программу, было выделено 8 миллиардов рублей на достройку почти полутора сотен уже начатых комплексов.

Впрочем, чиновники сохраняют оптимизм и всё ещё рассчитывают сделать проект «Народный гараж» популярными среди населения.

«Мы уходим от типовых проектов. Цена на паркинги станет более гибкой и будет напрямую зависеть от качества сооружения и его местоположения. В центре города это будут более качественные, механизированные комплексы, в том числе подземные. В таких парковках средняя стоимость места составит в среднем 700 тысяч рублей, но не меньше 500 тысяч. На окраинах паркинги будут проще, но и цена на них будет заметно ниже. Здесь уже многое будет зависеть от спроса. В некоторых местах цена может быть даже ниже прежних 350 тысяч», - рассказал собеседник «Газеты.Ru» в ГУП. При этом он признается, что оформление гаража в частное пользование сейчас обременено большим количеством бюрократическим процедур.

По словам чиновника, уже в ближайшее время автовладельцы смогут не только покупать места в гараже, но и арендовать их. «Точных сроков пока нет, но мы запустим эту услугу уже до конца года. В зависимости от места паркинга арендная плата составит от двух до семи тысяч рублей. Причем арендовать можно будет как на короткое время, так и долгосрочно. Это позволит сделать паркинг доступнее более широкому кругу автолюбителей».

По данным ГУП, в 2010 году было построено 19 «народных гаражей» на 5983 места, в 2011-м - уже 68, на 25367 мест. «В этом году мы планируем соорудить 88 паркингов на 25491, а в следующем - уже 135, на 29024», - сообщил источник в ГУП. Сколько всего машиномест было продано, собеседник ответить затруднился, но добавил, что с 1 марта это года по 17 мая из 10,5 тыс. выставленных на продажу гаражей раскупили 2,5 тысячи.

Непопулярность «народных гаражей» во многом обусловлена их высокой ценой, считает аналитик агентства Rway Александр Крапин.

«Любая программа должна ориентироваться на определенные слои, на их платежеспособность, а «Народный гараж» явно был рассчитан не на среднестатистического москвича,

- заявил аналитик «Газете.Ru». - Здесь важно учитывать стоимость машины, которая будет стоять в таком гараже. У большинства горожан это машины экономкласса, и стоимость места на парковке не должна быть сопоставима с ценой автомобиля, как у нас. В развитых странах этот показатель не превышает 30%. Исходя из этого, я думаю, что цена примерно 200 тыс. руб. сделала бы такие гаражи действительно народными.

Эксперт считает, что непопулярной программа получилась и вследствие различия заявленных целей с реальными. «Направленность этой программы во многом была искусственной, популистской. Власть хотела освободить землю в центре и западной части города, которую занимали старые одноэтажные гаражи. Им это удалось, гаражи снесли. Потом пошли дальше к окраинам, и с реализацией начались проблемы, потому что при проектировке никто не учитывал спрос и реальные возможности людей», - считает Крапин.

По его мнению, дальнейшая судьба программы находится в руках московских властей, которые вполне могут переломить ситуацию с парковочными местами. «Можно снизить стоимость подключения готовых гаражей к городским коммуникациям или предоставить различные налоговые льготы, которые могли бы заинтересовать потенциальных застройщиков. Варианты могут быть различные, есть удачный зарубежный опыт, и его тоже нужно заимствовать», - заявил аналитик. Он подчеркивает, что прямое финансирование программы из бюджета чревато финансовыми нарушениям. «Это очень благоприятное поле для коррупции. Здесь всегда есть компании, аффилированные с властями, а чиновники очень любят превращать бюджетные средства в частные», - отметил Крапин. Идею сдавать гаражи в аренду он считает перспективной, но лишь при условии, что ее стоимость будет в районе заявленных в качестве нижней границы 2 тыс. руб.

Аналитик подчеркнул, что для глобального решения проблемы парковки в Москве важно не зацикливаться на строительстве «народных гаражей». «Тут важно все делать в комплексе и не только строить гаражи, но и вводить перехватывающие парковки, взимать плату за въезд в центр, предпринимать другие меры», - отмечает он.