Владельцы ОСАГО в группе риска

Печать


Рынок автострахования продолжает испытывать всевозможные потрясения и перемены. Достается и страхователям, далеко не все из которых могут спать по-настоящему спокойно. В середине октября поговорить об этом собрались представители РСА и одной из крупнейших страховых компаний страны.Банкноты от банкротовГлавными вредителями в системе автострахования были и остаются компании, пришедшие на рынок со своим злым умыслом или просто с низким уровнем понимания сути вопроса. Некоторые из них появляются лишь для того, чтобы собрать с продажи полисов побольше денег, а уж потом с ними куда-нибудь деться. Другие же начинают свою деятельность с нерациональных поступков, постепенно доводя себя до банкротства. Вот такие-то банкроты и становятся головной болью легкомысленных страхователей и Российского союза автостраховщиков, вынужденного нести ответственность за нерадивых участников рынка. Чтобы понять масштаб катастрофы, достаточно нескольких цифр: за год с рынка ушло 16 страховщиков (из 35 лишившихся лицензии с 2003 года), и при этом, по оценкам РСА, сейчас по рынку продолжают «гулять» еще 775 тысяч (!!!) уже фактически недействительных полисов, а количество обращений, связанных с отзывом у страховщиков лицензий, достигло 97 тысяч. Посему, приобретая полис, лучше все же ориентироваться на имя компании, зарекомендовавшей себя на рынке, а не на серьезные скидки и удобство покупки «абы где».Другая сторонаНеблагонадежные страховщики портят кровь не только простым смертным, но и Российскому союзу автостраховщиков, ответственному за совершенные ими действия. Автолюбитель должен помнить, что в случае приключившегося осложнения с таким страховщиком обращаться за выплатой нужно именно в РСА. Правда, возможны ситуации, когда денег в наличии просто нет, и их поступления какое-то время придется подождать.Также необходимо помнить, что вслучае покупки полиса у компании с отозванной лицензией уже после факта отзыва получить компенсацию можно будет лишь по ущербу жизни и здоровью, но никак не по «железу». Кстати, по статистике, выплаты по ущербу жизни и здоровью составляют всего 1% от общей суммы выплат, тогда как остальные 99% приходятся именно на ущерб авто.Уход с рынка обанкротившихся страховщиков и компаний с отозванными лицензиями при всем этом имеет два прямо противоположных результата. С одной стороны, такие участники рынка подрывают налаженный механизм функционирования системы ОСАГО. С другой же стороны, рынок проходит процедуру своеобразной очистки и оздоровления.С большой дорогиНеудобства страховщикам все чаще начинают доставлять мошенники, решившие поживиться на просторах страховых премий и обманом завладеть денежными средствами. О правдивости этого утверждения говорят данные пресс-службы страховой компании «РЕСО-Гарантия», являющейся одним из лидеров на рынке автострахования: по итогам 1-го полугодия 2009 года служба безопасности РЕСО рассмотрела почти 8,6 тыс. выплатных дел и провела 6,2 тыс. предстраховых проверок. В результате этой работы было выявлено 501 злоупотребление и возбуждено 101 уголовное дело. Для сравнения – за весь прошлый год было обнаружено только 757 злоупотреблений, приведших к возбуждению всего 73 дел. За 2008 год компания выявила мошеннических действий на 356,5 млн. руб, а только за первое полугодие этого – на 405 млн. руб.Однако эти цифры показывают не только всплеск мошеннических покушений, но и результат труда отделений безопасности, в которых зачастую работают бывшие сотрудники правоохранительных органов.Панацея?Основная надежда в минимизации этих проблем возлагается на более широкое внедрение системы прямого урегулирования убытков. Напомним, что сейчас воспользоваться схемой могут только те, кто купил полис после 28 февраля 2009-го. Велик шанс, что уже скоро абсолютно любой пострадавший автолюбитель сможет обратиться за возмещением убытков по ДТП в свою компанию, а не в компанию виновника. В том случае, если Минфин быстро решит проблемы налогообложения выплат, произойти это может уже 1 ноября.Для тех, кто понимает: сeйчac кoмпaнии прoизвoдят взaимoрacчeты пo выплaтaм пo фикcирoвaннoй cтaвкe, a рaзницу oтнocят нa дeбитoрcкую и крeдитoрcкую зaдoлжeннocти, из-зa чeгo кoмпaниям грoзят caнкции co cтoрoны нaлoгoвиков, РСА же просит oтнocить эту рaзницу нa финaнcoвый результат. Минфин дo cих пoр не урегулировал этот вопрос. Но вдруг случится чудо, и тогда полный переход на систему прямого урегулирования будет осуществлен, как и планировалось, к марту.Напомним: до 1 марта 2010 года клиент может обращаться за выплатой и по старой схеме. Именно это позволяет страховщикам, не желающим платить напрямую, отправлять пострадавшего в компанию виновника. После 1марта прямым возмещением должны будут пользоваться все. По словам председателя совета директоров группы РЕСО, члена президиума и правления Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергея Саркисова, «ничего страшного от этого не произойдет, ведь система реально существует уже полгода, а полное внедрение системы прямого урегулирования мы откладывали, только чтобы не сделать это «абы как».