Произведено в России: Время собирать марки

Печать

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДАЗИЛ, самое старое российское автомобильное предприятие, ведет свою историю с 1916 года. Самое большое, АВТОВАЗ, выпускает автомобили с 1970-го – меньше 40 лет. А самое молодое – завод «Ниссан» – открылось всего несколько месяцев назад.

Россия по праву считается автомобильной державой с сильными традициями. Ведь мы не только занимаемся сборкой машин мировых брендов, но и выпускаем собственные модели. Более того, продаем за рубеж как готовые автомобили, так и машинокомплекты для сборки. В списке автомобильных стран по объемам выпуска Россия до прошлого года занимала почетное седьмое место. Другое дело, что кризис повлиял на ситуацию и несколько изменил расстановку сил. Но это ведь временно, мы еще себя покажем… Однако вернемся в день нынешний.Действующие предприятия российского автопрома можно классифицировать несколькими способами. Традиционный предполагает деление на «наши» и «иностранные». К числу первых (берем пока в расчет изготовителей легковых машин) обычно относят АВТОВАЗ, ГАЗ, «ИжАвто», УАЗ, ко вторым – всех остальных производителей. Это не совсем корректно, потому что в России работают принадлежащие нашим акционерам предприятия, где собирают иномарки. И наоборот, «исконно русский» АВТОВАЗ с ярко выраженными итальянскими корнями сегодня на четверть принадлежит французской компании. А куда отнести совместное предприятие «Джи-Эм-АВТОВАЗ»? Мне кажется, проще рассматривать российский автопром в региональном разрезе, потому что сегодня сложилось несколько вполне полноценных автомобильных кластеров. Термином «кластер» обозначают «совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу». В РФ с точки зрения производства автомобилей таких уже как минимум три, еще два-три созревают.ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ ПОВОЛЖЬЯТак уж сложилось, что российским центром автомобилестроения всегда было Поволжье, и регион старается сохранить эту отрасль за собой. Здесь в той или иной мере успешно работают заводы, выпускающие легковые автомобили восьми марок (ГАЗ, УАЗ, «Лада», «Шевроле», «Иж», КИА, «СанЙонг», ФИАТ). Сразу оговоримся: да, в Ижевске ситуация непростая, завод стоит, но это вовсе не означает, что выпуск машин прекращен навсегда... Количество моделей подсчитать непросто, ведь один АВТОВАЗ выпускает «лады» 25 (!) наименований и модификаций, а если вспомнить еще дочерние предприятия, которые тоже собирают на вазовских платформах свои автомобили… Поэтому для простоты подсчета договоримся, что в Тольятти делают пять базовых моделей («Жигули», они же «классика», «Самара», «Калина», «Приора», «4?4», в девичестве «Нива»)- в Нижнем Новгороде – три модели «Волги» (31105, 3102, «Сайбер»)- в Ульяновске – три модели УАЗа («классика», «Хантер», «Патриот»). «ИжАвто» собирал в этом году «каблучок» Иж-2717, универсал ВАЗ-2104 (тоже «классика»), «КИА-Спектра» и «Соренто». Плюс «Шевроле-Нива» из Тольятти. В общей сложности получается, что в Поволжье выпускают аж два десятка моделей легковых автомобилей. Есть из чего выбрать!Кстати, этот регион – еще и главный российский поставщик автобусов и грузовых автомобилей. Кроме традиционных нашемарок (ГАЗ, ПАЗ, КамАЗ и т. д.), здесь давно и успешно собирают иностранные коммерческие автомобили («Исудзу», «Тата», ФИАТ, «Форд»). А еще здесь расположены главные предприятия по производству автокомпонентов. Правда, большинство до мирового уровня не дотягивает…

ОКНО В ЕВРОПУПоследние годы Санкт-Петербург и Ленинградская область наперебой расхваливали конкурентные преимущества своих территорий для организации сборочных автозаводов и производства автокомпонентов, предлагали самые разные льготы – и результат превзошел ожидания. Регион уже получил около 2 млрд. долларов иностранных инвестиций и надеется создать на своей территории новый российский автокластер, пафосно называемый уже с чьей-то легкой руки русским Детройтом (впрочем, это звание оспаривают и другие области). Но не в имени дело. При советской власти здесь не было ни одного автомобильного предприятия, а сейчас в городе и области работают четыре сборочных завода («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан»), еще один («Хёндай») запустят в будущем году. На действующих предприятиях выпускают автомобили пяти марок – «Форд», «Тойота», «Опель», «Шевроле», «Ниссан». Пока восемь моделей, но это только начало.В России уже как минимум три полноценных кластера, специализированных на производстве автомобилей, еще два-три созревают.Логично причислить к тому же кластеру и Калининградскую область. Она административно входит в состав Северо-Западного федерального округа и экономически тоже сильнее всего связана с Санкт-Петербургом. На калининградском заводе «Автотор» иномарки собирают с 1997 года. Сегодня это автомобили пяти зарубежных марок – БМВ, «Хаммер», «Кадиллак», «Шевроле», КИА, в общей сложности 25 моделей (это еще что – в прошлом году собирали 27 моделей семи марок!). Понятно, что выпуск одних моделей штучный, другие тиражируют десятками тысяч. В разные годы тут экспериментировали и с китайскими машинами, но потом от этой идеи отказались. Зато Калининградская область по-прежнему остается лидером в сборке мототехники (работают два завода).КАЛУЖСКАЯ АНОМАЛИЯНе так давно к борьбе за право носить сомнительный титул российского Детройта (сомнительный потому, что американский автопром давно находится в состоянии кризиса, предприятия закрываются, а Детройт считается одним из самых некрасивых и криминальных городов США) подключилась Калужская область. Продуманная политика привлечения инвесторов помогла заполучить сюда «Фольксваген», «Вольво» (грузовики), консорциум «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси». Пока легковые автомобили выпускает только завод «Фольксваген», зато двух марок («Фольксваген» и «Шкода») и восьми моделей. Обещают, что в ближайшее время список расширится.Меньше 150 км от Калуги до Москвы, поэтому я возьму на себя смелость объединить два города в один кластер – Центральный. Примерно на полпути между ними Серпуховский автозавод, но он сейчас простаивает. Зато в самой столице, как известно, легковые автомобили выпускает завод «Автофрамос»- на конвейере пока одна модель – «Рено-Логан».МОЛОДЫЕ-РАННИЕВ принципе, вполне возможно, что через какое-то время (после окончания кризиса, понятно) в стране образуется еще два кластера: Южный и Уральский. На Таганрогском автомобильном заводе (Ростовская область) собирают легковые автомобили двух марок: ТагАЗ и «Хёндай» – на сегодня это семь моделей. Кстати, в том же Таганроге выпускают также грузовики и автобусы марки «Хёндай». А вторая площадка ТагАЗа по сборке легковых автомобилей, что в городе Азове, только ждет часа, когда рынок начнет восстанавливаться…В Южном округе есть еще два автосборочных предприятия. Сейчас они больше стоят, чем работают, но готовы при удачной конъюнктуре нарастить мощности. Это завод «Дервейс» в Черкесске, где производят китайские автомобили «Лифан-Бриз», и Аргунский автомобильный завод в Чеченской Республике – там собирают ВАЗ-2107.На Урале о запуске амбициозных проектов по сборке легковых автомобилей заявили сразу несколько предприятий, но реализовать их успел лишь завод «АМУР» («Автомобили и моторы Урала») в Свердловской области. На нем собирали китайские «ZX-Лендмарк» и «Джили-СК». Сейчас в связи с отсутствием спроса (а также из-за негативного отношения российского правительства ко всем «китайским проектам» в целом) производство практически остановилось.

ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУСегодня общий годовой потенциал производителей – порядка 2,1 млн. легковушек, а через три-четыре года он может увеличиться до 3,1 млн. Чем не великая автомобильная держава!Если сложить все цифры, получается, что сегодня в России на двух десятках автомобильных площадок собирают автомобили 24 марок, а количество моделей и вовсе потрясает – аж 72 наименования!В стране несколько «законсервированных» брендов, таких как «Донинвест» (под ним выпускали в Ростовской области корейские и французские машины), «Вортекс» (китайские автомобили собирали в Азове), традиционные наши «Ока» и «Москвич»… Они ведь вполне могут возродиться! Несколько лет назад руководители «Автотора» и «Соллерса» заявляли, что не исключают возможности выпуска машин под своим именем. А еще в будущем году заработают корейский и франко-японский заводы, «готовятся к прыжку» несколько китайских производителей… Так что в будущем палитра марок и моделей, уверен, станет еще ярче и разнообразнее. Причем наряду с иностранными именами останутся и национальные бренды.О марках «Руссо-Балт» и «Маруся» я даже не упоминаю…