Работа над ошибками
Техрегламент «О требованиях к бензину» принят в 2008 году и определяет этапы перехода с национальных топливных стандартов на общеевропейские.
Планировалось все изменять постепенно.В конце 2008 года отказались от бензина стандарта Euro 2 в пользу Euro 3, а Euro 4 должен вступить в силу до конца 2012 года. В документе было оговорено, что «девяносто второй» останется в прошлом, и с конца 2011 года его нельзя будет производить.Однако чиновники натолкнулись на резкую критику, прежде всего, со стороны сельскохозяйственных предприятий и нефтяников, после этого решили техрегламент смягчить. «Изначально от бензина АИ-92 отказывались по причине плавной гармонизации наших стандартов с Европой. Однако автопарк нашей страны отстает от европейского лет на 15, и об этом нельзя забывать», - поясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.Предприниматель убежден, что правительство лишь вовремя внесло корректировку в техрегламент, потому что ранее была допущена ошибка. По его словам, в значительной степени власти ориентировались на российских автомобилистов, большая часть которых ездит на отечественных машинах.«Если Жигули заправлять 95-м бензином, то со временем у некоторых автомобилей могут и клапаны прогореть»,- уточняет Алексей Черносмолов, сотрудник автоклуба «Ангел».По разным данным, количество транспорта, ориентированного в нашей стране на 92-й бензин, достигает 80-90%. Это зачастую строительная и сельскохозяйственная техника.
Экологи против
Не менее важным поводом для корректировки техрегламента стала неспособность российских нефтеперегонных заводов (НПЗ) увеличить производство 95-го бензина. Для строительства дополнительных мощностей понадобились бы серьезные инвестиции со стороны предпринимателей. По словам Аркуши, взгляды чиновников и нефтяников в данном случае совпали. «При условии, что все стандарты по производству 92-го бензина будут соблюдаться, это никак не повлияет на экологию страны»,- заверил собеседник.Экологи придерживаются другого взгляда на проблему. «Более высокое октановое число соответствует и более высокому классу экологичности, — рассказывает руководитель токсической программы Greenpeace в России Алексей Киселев. - Я так понимаю, что наш 92-й бензин достичь требуемого экологического класса ни по дымности, ни по токсичности не может».
Хорошему бензину не дали шанс
Впрочем, и 95-й бензин в России в плане экологии не соответствует европейским нормам, считают эксперты. «Перед НПЗ и не стоит такая задача — делать высокоэкологичный чистый бензин»,- говорит Кирилл Кравченко, сотрудник центра «Независимой экспертизы». По его словам, в больших городах чаще всего нарекания возникают на дизельное и более дорогие сорта топлива - АИ-95 и АИ-98.В регионах же, наоборот, чаще находят нарушения по производству 92-го бензина. Но даже, если от этого сорта бензина отказаться вовсе, на ресурс моторов современных иномарок это никак не повлияет. Специалисты сходятся во мнении, что независимо от класса качество российского горючего оставляет желать лучшего.Ситуация с техрегламентом получилась типичная для России. Сначала чиновники из лучших побуждений решили бороться за качество бензина, а потом спохватились, что этой мерой загубят автопарк страны. Родные наши автозаводы такой расклад устраивает вполне, иначе бы им пришлось делать для россиян машины с более современными моторами и повышать стоимость продукции.