Улицы крупных украинских городов сегодня трудно представить без низкопольных автобусов марки МАЗ. Недавно на нашем рынке появилась рестайлинговая модель МАЗ-103, с которой мы решили познакомиться ближе.
Так уж сложилось, что наш журнал давно не проводил ходовых испытаний минских автобусов. А потому, когда у официального импортера МАЗ в Украине - супермаркета грузовой и специальной техники "Автек" - появилась обновленная низкопольная модель большого класса МАЗ-103, мы долго не колебались. Украинский дебют рестайлинговых автобусов МАЗ сотого семейства состоялся еще на Международном салоне TIR-2008 в Киеве, однако продажи особо не пошли. Положение исправилось только недавно, в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату по футболу Евро 2012, когда муниципальные власти взялись за обновление автобусных парков.
Главное отличие рестайлингового МАЗ-103 - это новая светотехника. Прямоугольные фары уступили место "глазкам"-кругляшам марки Hella. Более того, плафоны теперь интегрированы в передний бампер и сверху отточены раскосыми вырезами в передней маске. Кстати, бампер получил более обтекаемую форму и круглые "противотуманки". В профиль изменения практически незаметны - над передними дверями исчезли решеточки воздуховодов, а над окнами появилось более компактное окошечко под табло указателя маршрута.
Что касается кормы, то здесь новации видны невооруженным глазом. Светоблоки стали вертикальными и теперь состоят из раздельных круглых фонарей, вмонтированных в пластмассовые панели черного цвета. Дополнительные габаритные фонари и повторители указателей поворотов, расположенные над задним окном, получили круглую форму. Углубление под номерной знак на откидной крышке моторного отсека стало более вытянутым, а ручки, расположенные по бокам от него, ушли в небытие. В заднем бампере буксирный прибор спрятан уже не за прямоугольным, а за круглым лючком.
Салон МАЗ-103462 рассчитан на 100 пассажиров и имеет 22 места для сидения. Кроме того, он приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями: для заезда инвалидной коляски имеется откидной пандус в полу возле средней двери, а для ее размещения в салоне - специальное место у стенки накопительной площадки.
Сиденья - двух видов. В передней части салона, закрепленные непосредственно на полу, они имеют рельефные спинки и подушки и снабжены откидными подлокотниками- по всей видимости, это более удобные места для пожилых людей. А во второй половине салона кресла размещены уже на "постаментах", и их отличает более спартанская конструкция. Все кресла обиты практичным, легко моющимся дерматином коричневого цвета.
В интерьере приятно удивили поручни над головой, снабженные дополнительными ременными ручками-петлями, которые оценят люди невысокого роста, а также наглядные красные кнопки для остановки по требованию. В потолке мы обнаружили три вентиляционных люка с удобными длинными ручками: дотянуться до них не составит особого труда.
Кабина водителя отделена от пассажирского салона застекленной перегородкой со сдвижной форточкой, и доступ туда возможен только через переднюю створку первой пары дверей. Щиток приборов информативен, вот только по дизайну уже устарел - выступающие круглые корпуса приборов хотелось бы видеть под общим стеклом, как на многих зарубежных и отечественных аналогах. Водительское сиденье белорусского производства оказалось удобным - на пневмоподвеске, с регулировкой угла наклона подушки и спинки. За настройками угла наклона и вылета рулевой колонки отвечают отдельные рычажки с механической фиксацией.
На ходу
Заводим двигатель - 6-цилиндровый турбодизель Mercedes-Benz OM906LA стандарта Евро 3, выдающий 231 л. с. В паре с ним установлена механическая 6-ступенчатая коробка такой же именитой марки - ZF. На незагруженном автобусе мы без проблем трогаемся с 3-й передачи. Для этого рычаг из нейтрали просто толкаем вперед. А вот для включения первой и второй скоростей, которые относятся уже к низшему диапазону, рычаг нужно переместить влево, до определенного щелчка. Так же включается и задний ход, - правда, сделать это удалось с заметным усилием, помогая второй рукой.
Мотор довольно эластичный в работе. Интересно, что на небольшой скорости, на 3-4-й передачах заметный подхват наступает, начиная с 2000 об/мин. А с ее ростом, при переходе на 5-6-ю передачи, приемистость улучшается и подхват ощущается уже при 1500 об/мин.
Руль нам понравился легкостью управления и четкой обратной связью. Педали также неплохие. Акселератор оказался подвесным - и для удобства фиксации на нем ноги имеется специальная напольная площадка с рельефным покрытием. Большая педаль тормоза с красноречивым шильдиком Wabco оказалась довольно легкой в работе и информативной. А вот сцепление требует привыкания - довольно длинноходное, оно берет в самом верху, а посему отпускать его нужно с ювелирной точностью.
Особой похвалы на МАЗ-103462 заслуживает пневматическая подвеска колес, причем на передних колесах она независимая. На ходу она обеспечивает отличную плавность хода, при этом особо не раскачивая автобус. Порадовала она и на стоянке. Благодаря функции kneeling кузов автобуса наклоняется в правую сторону, что облегчает посадку-высадку. И в заключение хочется похвалить машину за невысокий уровень шума в салоне - даже в непосредственной близости от моторного отсека, находящегося в корме, слева по борту.
Таким образом, обновленный МАЗ-103 показал себя как комфортабельный, удобный в управлении и довольно динамичный на ходу автобус. Учитывая невысокую цену, эта машина является веской альтернативой конкурентам на украинском рынке.
Резюме Плюсы МинусыМАЗ-103462
Общие данныеТип
городской автобус
Д/Ш/В, мм
11985/2500/2838
Колесная база, мм
6140
Пассажировместимость, чел.
100 (мест для сидения - 22)
Снаряженная масса, кг
11500
Полная масса, кг
18000
Высота пола, мм
360 (у средней двери)
Радиус разворота, м
11,3
Объем бака, л
220
ДвигательМарка/тип
Mercedes-Benz OM906LA/ турбодиз., Евро 3
Рабочий объем, см куб.
6374
Расп. и к-во цил./кл. на цил.
R6/2
Мощность, л. с./об/мин
231/2200
Макс. кр. момент, Нм/об/мин
810/1600
ТрансмиссияТип привода
задний
КП, марка/тип
ZF S6-85/6-ст. мех.
Ходовая частьПодвеска передн./задн.
независ. пневм./завис. пневм.
Тормоза передн./задн.
диск./диск., с ABS/ASR
Шины
8,25х22,5
Эксплуатационные показателиМакс. скорость, км/ч
80
Средний расход топлива, л/100 км
25-28
Стоимость ТО, грн.
5000 - 6000
Периодичность ТО, км
10000
Гарантия
1 год или 65 тыс. км
Цена тест. автобуса, грн.
989 200