BMW Z4 Roadster

Peugeot 107: мал, да удал

орое поколение родстеров BMW Z4 впервые дебютировало в 2009 году на Североамериканском  Читать далее...>

BMW M6 Cabriolet

Excellent result

BMW M6 Cabriolet - "заряженная" новинка из Баварии, появившаяся в продаже на территории... Читать далее...

BMW X6 M

Peugeot 508

Кроссовер BMW X6 M сочетает в себе достаточный комфорт для водителя и пассажиров со...Читать далее...

BMW 7-series

Peugeot 308CC

Ни в одном другом седане экстраординарные качества не объединены так органично. Новый BMW 7 серии выглядит на ... Читать далее...

||

«Моторы войны»: Дети огненных лет

PDFПечатьE-mail

Автомобили периода Великой Отечественной представлены в государственных музеях СНГ, увы, не густо. Зато в собраниях частных коллекционеров и клубов все чаще стали появляться интереснейшие образцы такой техники.

Не так давно, будучи в Москве, я посетил известный военно-исторический комплекс "Поклонная гора". От величественного здания музея Великой Отечественной войны, стоящего на вершине, спустился к площадке боевой техники, где среди танков, орудий и самолетов были выставлены полуторка ГАЗ-ММ, трехтонка ЗИС-5, легендарная "Катюша" на "Студебекере" да несколько иномарок.

Военно-исторический комплекс

И вдруг через дорогу, на помещении складского типа, я увидел бил-борд с надписью "Моторы войны". Сначала подумалось, что это реклама все той же площадки, но оказалось, что внутри безликого пакгауза находится добрых три десятка единиц примечательной боевой техники: автомобили, мотоциклы, броневики, прицепы и даже одна самоходка. Все выставленные машины, временно заимствованные у разных владельцев, будучи собраны вместе и дополнены различной военной атрибутикой, составили яркую, впечатляющую экспозицию.

Chevrolet G4100/G7110

Chevrolet G4100/G7110

В 1941 - 45 гг. в США выпустили свыше 155 тыс. армейских грузовиков Chevrolet серии G4100 (позже - G7100). Они относились к классу грузоподъемности 1,5 т и имели колесную формулу 4х4. Широко применялись и в Красной Армии. В экспозиции редкая версия - G7105 с металлическим фургоном К51 для средств телефонной и радиосвязи.

Кол-во цилиндров 6-цил. Объем двигателя 3,77 л Мощность двигателя 93 л. с. Максимальная скорость 70 км/ч Opel Blitz

Opel Blitz

Самым массовым грузовиком вермахта был Opel Blitz ("Молния") класса 3,0 т. Его выпускали на "Образцовом национал-социалистическом предприятии" в Бранденбурге. В 1937 - 1944 гг. изготовили более 70 тыс. моделей 3,6-36S (4х2), а в 1940 - 1944 гг. - 25 тыс. 3,6-6500А (4х4). С 20 июля 1944-го грузовик выпускался на заводе Daimler-Benz в Маннхайме. Странное совпадение: через две недели после этой даты американцы разбомбили бранденбургский завод. А Daimler-Benz до конца войны произвел 3,5 тыс. машин Blitz. В экспозиции - редкая версия: пожарный TLF15/43 (4х4), выпущенный в количестве 320 шт. Чтобы мотор не перегревался, задействуя водяную помпу, поставили еще один радиатор.

Кол-во цилиндров 6-цил. Объем двигателя 3,6 л Мощность двигателя 75 л. с. Максимальная скорость 80 км/ч ГАЗ-ММ

ГАЗ-ММ

В трудном 1942 году полуторка ГАЗ-ММ выпускалась предельно упрощенной: это позволяло ускорить производство и экономить сталь. У машины была кабина с брезентовыми крышей и задней стенкой. Вместо дверей применялись брезентовые фартуки. Боковые борта не открывались- отсутствовали бампер и передние тормоза. Упрощенные крылья имели Г-образную форму. Даже наши противники отмечали меньший вес машины (1750 кг) и лучшую проходимость, чем у немецких аналогов. В 1941 - 45 гг. изготовлено 138,6 тыс. машин ГАЗ-ММ.

Кол-во цилиндров 4-цил. Объем двигателя 3,28 л Мощность двигателя 50 л. с. Максимальная скорость 70 км/ч Laffly S20TL

Laffly S20TL

К числу самых оригинальных автомобилей Второй мировой относятся полноприводные модели французской фирмы Laffly. С 1937 по 1940 г. их изготовлено около 2,5 тыс. шт. Самая распространенная - транспортер пехоты S20TL, выпущенный в количестве 736 штук. В нем размещались 10 солдат и два пулемета. Подвеска всех колес - независимая. Для лучшей проходимости впереди и под днищем устанавливались катки. Привод передних колес осуществлялся индивидуальными карданными валами, а каждая пара задних колес получала крутящий момент с отдельного продольного вала.

Кол-во цилиндров 4-цил. Объем двигателя 3,0 л Мощность двигателя 68 л. с. Максимальная скорость 50 км/ч le.E.Gl.Pkw

le.E.Gl.Pkw

Для нужд вермахта "легкий стандартизованный легковой автомобиль повышенной проходимости" (сокращенно le.E.Gl.Pkw (4х4) выпускали с 1937 года сразу три фирмы: Stoewer, Hanomag и BMW. Все колеса были управляемыми, однако из-за несовершенства такой конструкции машина нередко на полной скорости слетала с дороги. Поэтому с 1940 года выпускался автомобиль Stoewer 40 (на фото) только с передними управляемыми колесами. Всего в 1937 - 1944 гг. изготовлено 12,9 тыс. автомобилей le.E.Gl.Pkw, в том числе 4700 машин Stoewer 40.

Кол-во цилиндров 4-цил. Объем двигателя 2,0 л Мощность двигателя 50 л. с. Максимальная скорость 80 км/ч
GMC CCKW-353

GMC CCKW-353

Самый массовый грузовик Второй мировой - 2,5-тонный GMC CCKW-356 (6х6) по прозвищу "Джимми". Таких автомобилей с бензиновым двигателем в 1941 - 1945 гг. было произведено 562750 шт. Машина выпускалась с двумя типами шасси: 352 (колесная база 145 дюймов) и 353 (164 дюйма). С1943 года появилась кабина с брезентовым верхом. В СССР по ленд-лизу было поставлено 6700 автомобилей, в основном в короткобазной версии.

Кол-во цилиндров 6-цил. Объем двигателя 4,4 л Мощность двигателя 94 л Максимальная скорость 72 км/ч Steyr 1500A

Steyr 1500A 8-местный

Steyr 1500A (4х4) был разработан под руководством Фердинанда Порше. Машины ценились за V-образный мотор воздушного охлаждения, который не имел проблем с замерзанием воды зимой и ее закипанием летом. Автомобиль выпускался как штабной 8-местный (на фото), реже - грузовик- встречался и 5-местный командирский кабриолет. На последнем, в частности, ездил фельд-маршал Паулюс, а после его пленения - командующий Центральным фронтом К. Василевский. В 1941 - 44 гг. выпущено 18 тыс. автомобилей всех версий.

Кол-во цилиндров 8-цил. Объем двигателя 3,52 л Мощность двигателя 88 л. с. Максимальная скорость 90 км/ч Morris Commercial

Morris Commercial С4

В английской армии широко применялись малотоннажные "рабочие лошадки" фирмы Morris Commercial (4х2). Их специально спроектировали для военных целей. Поначалу это были модели CS8 и PU грузоподъемностью 750 и 400 кг соответственно. Позже появилась однотонная модель С4 (на фото), которая производилась в 1941 - 1943 гг. и была более мощным вариантом машины CS8. Последнюю продолжали выпускать параллельно с двигателем мощностью 60 л. с. Внешне машины были похожи, за исключением мелких деталей. В 1944 году на смену этим моделям пришел полноприводный автомобиль С8 (4х4).

Кол-во цилиндров 4-цил. Объем двигателя 3,52 л Мощность двигателя 70 л. с. Максимальная скорость 75 км/ч Dodge WC-67

Dodge WC-67

В годы войны в Красную Армию было поставлено, по разным данным, 20 - 25 тыс. полноприводных автомобилей Dodge серии WC - в большинстве бортовых машин грузоподъемностью 3/4 тонны. Их у нас так и называли: "Додж три четверти". А в экспозиции представлена командирская 5-местная версия с лебедкой - WC-67. Из 255 тыс. машин WC, выпущенных в США в 1941 - 45 гг., командирскими были 27166 шт. Такими пользовались, в частности, маршал Г. К. Жуков и командир Чехословацкого корпуса Л. Свобода.

Кол-во цилиндров 6-цил. Объем двигателя 3,8 л Мощность двигателя 92 л. с. Максимальная скорость 87 км/ч
Willys MB и ГАЗ-67Б

Willys MB и ГАЗ-67Б

Самыми массовыми автомобилями Второй мировой были джип Willys MB и его "двойник" Ford GPW. От последнего индекса и произошло слово "джип". В1941 - 1945 гг. выпущено 630 тыс. таких машин. Из них в Красную Армию по ленд-лизу поставлено около 40 тыс. ед. Их же советский собрат "газик" был выпущен куда меньшим тиражом: 672 ед. ГАЗ-64 (1941 - 1942 гг.) и 4851 ед. ГАЗ-67 и 67Б (1943 - 1945 гг.).

Willys: ГАЗ-67Б: Кол-во цилиндров

4-цил.

4-цил.

Объем двигателя

2,2 л

3,2 л.

Мощность двигателя

54 л. с.

54 л. с.

Максимальная скорость

105км/ч

90 км/ч

В экспозиции представлен немецкий автомобиль, который нуждается в серьезной реставрации. Это

Einheits Diesel

В экспозиции представлен немецкий автомобиль, который нуждается в серьезной реставрации. Это "стандартизованный дизельный грузовик" (Einheits Diesel). Его выпускали семь фирм: MAN, Henschel, Magirus, Bussing-NAG, Borgward, Krupp и Faun. Его мотор (6-цил., 6,2 л, 80 л. с.) признан лучшим дизелем Второй мировой. В 1938 - 1940 гг. выпущено 11,8 тыс. машин.



Scammel Pioneer SV/2S

Scammel Pioneer SV/2S

Один из самых примечательных армейских автомобилей Англии - дизельный Scammel Pioneer (6х4). Машина производились в нескольких версиях: артиллерийский тягач R100, танковозы TRMU 20 и 30, эвакуаторы SV/1S и SV/2S (на фото). В 1939 - 1945 гг. выпущено около 1600 автомобилей Pioneer. Небольшое количество Scammel Pioneer SV/2S было поставлено в СССР, где они применялись для эвакуации танков. На фото видны балласт перед радиатором, поперечная рессора подвески и буксирный прибор - тоже подрессоренный. Над горловиной радиатора - бачок для пара, так называемая кофейная чашка.

Кол-во цилиндров 6-цил. Объем двигателя 8,4 л Мощность двигателя 102 л. с. Максимальная скорость 40 км/ч

Что говорят люди?

Не машина... - Мечта!..

Салон . Просторный. Мягко говоря. Это первый автомобиль, где на меня ничто не давит. Боковые и передние стойки, обшивка дверей, панель, потолок, пассажир справа. Все это где-то на приличном расстоянии..