Сегодня умением управлять легковым автомобилем никого не удивишь: едва ли не всякий, кто вышел из детского возраста, либо уже умеет ездить, либо скоро научится.
Но многие ли смогут похвастаться умением водить еще какое-нибудь транспортное средство?
Главные органы управления у трамвая – это кондуктор, стоп-кран экстренного торможения и педаль безопасности. Ехать надо так. Нажимаем и держим педаль, ручку кондуктора двигаем вперед. Чем дальше вперед, тем быстрее поедем. Надо сбросить скорость или остановиться – тянем на себя. И так далее: кондуктор – вперед-назад, едем-тормозим. Основная сложность при вождении трамвая – правильно выбирать скоростной режим. Трамвай замедляется куда хуже автомобиля.
Но насколько трамваем просто управлять, настолько сложно подготовить его, чтоб он смог поехать. Все тумблеры и кнопки должны быть включены в правильной последовательности и комбинации. Почти как в самолете!
Большинство нынешних трамваев выглядят так. Но постепенно они отходят в прошлое.
Трамвай в движение приводят 4 электродвигателя по 50 кВт каждый. Питание – от контактной сети напряжением 550 В, где верхний провод – «плюс», рельсы – «минус». Новые трамваи могут развить скорость до 75 км/ч. Но по питерским рельсам с такой скоростью ездить нельзя. Средняя скорость трамваев в городе – 17 км/ч. На хороших участках некоторые водители-лихачи жмут за 30 км/ч, за что получают «по шапке» от начальства.